Президент «Роснефти» пытается ограничить рынок бункировки структурами вертикально-интергрированных нефтяных компаний (ВИНК), говорят в Росморречбункере и просят российского премьера Дмитрия Медведева не поддерживать инициативу Игоря Сечина.
Еще в понедельник, 11 ноября, Ассоциация морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер) направила письмо, на которое ссылаются «Ведомости», Медведеву, где критикуют инициативы Сечина по ограничению рынка бункеровки (заправки судов) структурами ВИНК. Всего же на этом рынке работают три таких структуры: «РН-бункер» (принадлежит «Роснефти»), «Лукойл бункер» и «Газпромнефть марин бункер».
В Росморречбункере предупреждают, что ВИНК может не хватить мощностей для работы на всем рынке. К тому же инициатива Сечина идет вразрез с антимонопольным законодательством. В Ассоциации полагают, что бункерному рынку необходима долгосрочная программа развития — и предлагают ввести обязательное саморегулирование.
Пока ситуация такая: чиновники Медведева отправили послание бункеровщиков дальше по инстанции – вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который заявил, что пока ничего не получал.
Как считает Сечин, независимые игроки приобретают топливо ненадлежащего качества у небольших предприятий, а затем реализуют его по демпинговым ценам через серые схемы и офшоры. Глава «Роснефти» сетует на то, что контролировать такой рынок не представляется возможным – поэтому, дескать, его и нужно отдать производителям с долгосрочными контрактами.
Бункировщики считают, что в случае если Сечину удастся лоббировать свою идею, то ее реализация принесет лишь снижение привлекательности портов – да и в целом повлияет на весь бункерный рынок, ведь структурам ВИНК принадлежит менее половины рынка бункировки, им принадлежит менее 10% нефтебаз и флота в портах. В Ассоциации считают, что если ограничивать рынок бункировки, то это приведет к резкому подорожанию топлива – и как следствие, уходу с рынка независимых бункировщиков и массовому увольнению персонала. В настоящее время рынок бункировки, согласно данным Ассоциации, оценивается 3,5-4,4 млрд долларов, или 8-9 млн тонн.
Вот поэтому многие специалисты считают инициативу Сечина несколько авантюрной. А что касается топлива, то проблем действительно есть, но, по мнению гендиректора Балтийской топливной компании Станислава Корнеева, некачественное топливо встречается лишь в 5% случаев бункировки. Но если бы существовало обязательное саморегулирование на рынке, то проблема исчезла бы сама собой.
|